Новости Аэроскрипт

Евроконтроль публикует руководство по оценке рисков воздушного пространства

В документе «Метод и рекомендации по оценке рисков в воздушном пространстве U-space» государствам предоставлены письменные рекомендации о том, как проводить оценку рисков в воздушном пространстве (ARA - airspace risk assessment), полностью соответствующие недавно опубликованным EASA Приемлемым средствам обеспечения соответствия и руководящим материалам (AMC/GM) для Регламента 664.

Отметим совпадение взглядов. Напомним, что в сентябре 2022 года был опубликован совместный документ НИЦ "Аэроскрипт" и "Авиателекоминвест" «Концептуальные основы технологической программы интеграции БАС в воздушное пространство РФ», где со ссылкой на Эксплуатационную концепцию RuSPACE (редакция 1.0), в частности говорится:

<…Создание зон RuSPACE на постоянной основе станет существенным шагом (по сравнению с выделением воздушного пространства для операций БАС на основе местного/временного режима) в направлении массового применения БАС в повседневной жизни, развития бизнеса на основе использования БАС и предоставления соответствующих услуг…>

<… Каждый экземпляр зоны RuSPACE на этапе организации (и возможно на этапе эксплуатации) является предметом оценки рисков. В зависимости от создаваемых и допустимых рисков предусматриваются соответствующие сервисы (и сопутствующие технологии), как меры смягчения рисков.

Риски, оцененные на начальном этапе создания зоны RuSPACE, являются основой для внедряемых мер смягчения. Со временем меры смягчения могут оказаться недостаточными, например, в связи с увеличением интенсивности воздушного движения или из-за неверных исходных предположений в процессе оценки рисков. Для компенсации такого негативного эффекта система RuSPACE содержит сервисы непрерывной оценки рисков и сигнализации, когда предпринятые меры окажутся недостаточными (сервисы мониторинга характеристик)…>

<… Процесс Управления рисками RuSPACE состоит из следующих подпроцессов:

(1)Формулирование Целей безопасности (SO – safety objectives) – идентификация Опасных событий (hazards), в отношении которых целенаправленно и системно предпринимаются Меры смягчения (mitigations). С Опасными событиями ассоциируются допустимые вероятности возникновения (TLS – target level of safety), измеряемые в количестве событий на 1 полетный час.

(2) Оценка рисков в зоне RuSPACE с учетом особенностей региона, включая: границы и структуру воздушного пространтсва, типы используемых БВС, плотности населения, наличия критически важной инфраструктуры, зон ограничений и запрета.

(3) Оценка и ввод в эксплуатацию необходимых Мер смягчения с целью привести риски к приемлемому уровню. Меры смягчения включают: структуру воздушного пространтсва, эксплуатационные ограничения и технологические меры – Систему сервсиов RuSPACE с опорой на данные и инфраструктуру связи, навигации, наблюдения и управления спектром (CNS+S/RuSPACE).

(4)Мониторинг рисков в процессе эксплуатации и сигнализация, когда предпринятые меры оказываются недостаточными. По результатам мониторинга предпринимается переход на альтернативные технические решения или вводятся соответствующие эксплуатационные ограничения, или могут быть пересмотрены введенные Меры смягчения…>

Процесс управления рисками RuSPACE и связанные с ним понятия (такие, как деконфликтинг, робастность, гарантия, меры смягчения, доверие к данным и услугам, требуемые характеристики) более детально рассмотрены в Эксплуатационной концепции RuSPACE.

Важно отметить, что мы здесь говорим только о рисках, связанных с непреднамеренными действиями, ведущими к столкновениям и опасным сближениям. Риски преднамеренных действий должны рассматриваться отдельно.


Подробнее о документе «Метод и рекомендации по оценке рисков в воздушном пространстве U-space» – см. исходный пост https://t.me/runavia/1804