Среди важных заключений, к которым пришло экспертное сообщество в рамках мероприятия -- введение принципа "одного окна" в лице Авиарегистра, необходимость преодоления вызовов в виде упрощения процедуры сертификации для различных типов БАС и сокращения реальных затрат разработчиков.
Отрасль получила долгожданный импульс в виде поручения Президента России сертифицировать не менее 10 типов БАС до сентября 2023 г. Семь разработчиков БАС (шесть вертолетного типа и один самолетного типа) подали заявки на сертификацию, а один разработчик уже получил сертификат ограниченной категории.
По информации Росавиации, предельная стоимость сертификации БАС со взлётным весом от 30 до 495 кг. составляет 38,6 млн рублей. При этом стоимость не включает затраты на сертификацию двигателя, винта и оборудования управления/контроля БАС. Разработчики, в свою очередь, доложили, что реальные затраты на сертификацию БАС больше в несколько раз, и предложили меры для упрощения процедуры сертификации.
Мировой опыт демонстрирует, что разработка и сертификация беспилотных самолетов обошлась в 16 млрд евро для Airbus SE, 6 млрд долл. США для А-320 и 2 млрд долл. США для SSJ-100. Для сравнения, цена опытного экземпляра дешевле в 40-60 раз. Стоимость разработки и сертификации типа газотурбинного двигателя (ГТД) занимает более 10 лет и превышает цену опытного экземпляра в 200 раз.
Росавиация продолжит диалог с беспилотным сообществом в рамках созданной подкомиссии по сертификации и стандартизации Правительственной комиссии по развитию БАС.
“В режиме дальнейшей дискуссии будет определена система сертификации различных категорий БАС, выполняющих различные миссии в самых разных условиях. Существуют типы операций, которые требуют обязательной сертификации. Например, операции, связанные с высокими рисками, такими как перевозка людей -- аэротакси и полеты тяжелых грузовых БВС совместно с пилотируемыми воздушными судами в контролируемом воздушном пространстве. В то же время полеты сельскохозяйственных дронов над полями, возможно, и вовсе не потребуют сертификации и смогут выполняться по более упрощенным правилам. Таким образом, необходимость сертификации будет определяться рисками, а не массой аппарата, как это предписано сегодня. И это напрямую коснется разработчиков, поскольку их затраты на сертификацию тоже станут риск-ориентированными”, - говорится в сообщении пресс-службы “Аэроскрипт”.