Новости Аэроскрипт

Шаг к безопасному небу

На аэродроме Путилово прошли первые успешные испытания сервисов ситуационной осведомлённости для беспилотной авиации. Компании-производители беспилотников «Геоскан» и «ДИАМ-АЭРО» продемонстрировали возможность обмена данными через платформу «Небосвод». О ходе испытаний, этапность работ, а также почему сервис ситуационной осведомленности так важен и с какими вызовами отрасль может столкнуться в будущем, рассказал Алексей Хрипунов, генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» (разработчик цифровой платформы информационного обеспечения полётов БВС «Небосвод»).

Мы наблюдаем чрезвычайный рост рынка БАС, в том числе увеличивается спрос на технологии непосредственно для массовых полётов беспилотников в едином воздушном пространстве. «Аэроскрипт» вместе с производителями дронов проводит регулярно тесты одновременных полётов нескольких бортов в Ленинградской области. Расскажите подробнее о ходе испытаний.

– На первом этапе мы отрабатывали сервисы ситуационной осведомлённости на аэродроме Путилово. В испытаниях участвовало две компании – «Геоскан» и «ДИАМ-АЭРО». Это были первые испытания, в которых участвовало по одному аппарату с каждой стороны. Были несложные сценарии полётов, но при этом мы собрали необходимые данные.

Суть испытаний заключалась в том, что аппараты этих компаний подключались напрямую к «Небосводу», без использования дополнительного бортового и наземного оборудования. Передавали данные телеметрии, а также информационные данные к нам на сервер. У себя на наземных станциях они могли видеть друг друга, несмотря на то, что это разные разработчики, разные компании. Сами аппараты не были оборудованы никаких дополнительным оборудованием. Тем не менее, внешние пилоты на своих индикаторах видели воздушную обстановку и друг друга в процессе полета.
Вся общая воздушная обстановка была развёрнута на КДП (командно-диспетчерский пункт) руководителя аэропорта.

Мы получили достаточно хорошие результаты – были видны очень устойчивые треки, подтвердились характеристики по точности, по целостности. В этом смысле испытания прошли успешно.

Какой следующий этап? Что это даст?

Ко второму этапу мы планируем совместно с компанией «Авиателекоминвест» развернуть станцию АЗН-В, которая сможет принимать данные от пилотируемых самолётов. «Небосвод» уже умеет принимать данные по авиационным протоколам, поэтому это станция будет подключена к нему. Также мы планируем протестировать интерфейсы работы, посмотреть характеристики данных, которые мы получаем, и параллельно осуществить более сложные полёты с соответствующими усложнёнными сценариями и с большим количеством различных производителей аппаратов.

Насколько важен сервис ситуационной осведомлённости для беспилотной авиации?

– Сервис ситуационной осведомлённости очень важен не только для беспилотной авиации, но и для пилотируемой. На сегодняшний момент это один из базовых сервисов, который основывается на данных наблюдения для обеспечения безопасности полётов и предупреждения конфликтов. Интенсивность полётов беспилотников существенно растёт и количество ситуаций, когда количество инцидентов близости пилотируемой и беспилотной авиации, увеличивается.

Пилоты вертолётов и самолётов авиации общего назначения не видят в воздушной обстановке беспилотные борта. Даже если полет беспилотника осуществляется в пределах прямой видимости пилота, очень сложно с земли оценить ситуацию – непонятно, на одной ли они траектории, высоте, есть угроза конфликта или нет. Тот сервис, который мы делаем, будет очень востребован, потому что и те, и другие смогут видеть друг друга и характеристики полёта: высоту, скорость, вектор скорости.
Таким образом, на данном этапе человек может спрогнозировать ситуацию и предпринять определённые действия. Этот сервис существенно повышает безопасность и уже на этом этапе может разрешить некоторое количество конфликтов.

С какими вызовами сталкиваетесь и как это предполагается исследовать, решать?

– Технологии, лежащие в основе «Небосвода», используют данные наблюдения и навигации. Чтобы сделать пилотируемую и беспилотную авиацию друг для друга видимыми, нужно собрать все сведения воедино – синхронизировать. Понять, какое бортовое оборудование есть у пилотируемой авиации, какого нет. Что с наземной инфраструктурой, способна ли она принимать эти данные.

Среди технологических вызовов для беспилотной авиации сегодня – это сервисы обнаружения и предупреждения конфликтов в воздухе, а также системы контроля управления беспилотником. Это то, над чем сегодня работает все экспертное сообщество. Задача на первых этапах сделать максимально безопасным авиатрафик в едином воздушном пространстве, обеспечить качественную ситуационную осведомлённость участников воздушного движения. В будущем же речь зайдёт об автоматизации логистических операций и вывод человека за контур управления воздушным движением.

Подчеркну, в 2024 году мы совместно с партнерами – производителями БАС – тестируем сервис ситуационной осведомлённости. С помощью методов математического моделирования мы разрабатываем полноценный сервис обнаружения конфликтов в воздухе, когда сама система будет определять и предугадывать ситуацию.